г. Москва.
Ноябрь 2020 года, на просторах интернета появляется уникальный проект – Международный онлайн-фестиваль одной пьесы Александра Вампилова «Старший сын». 27 разных по интерпретации, но схожих по видению мира спектаклей театральных коллективов из разных городов и даже стран блеснули как 27 граней пронзительного творения Александра Вампилова. То, что раньше было доступно только людям, глубоко влюбленным в театр, стало доступно и интересно широкому кругу простых зрителей. В следующем году эстафетную палочку перехватила «Утиная охота» того же автора, а что нас ждет этой осенью остается только дагадываться.
За блеском театральных рамп и пестротой афиш порой сложно рассмотреть человека, благодаря труду которого стал возможен подобный фестиваль. Марина Геннадьевна Меркулова – доцент кафедры телевизионных радио- и интернет-технологий Российского государственного гуманитарного университета, главный редактор телеканала «Московский образовательный» и сетевого издания о культуре «Медиа-проект АRTИСТ». Марина Геннадьевна – успешный журналист, ученый и театральный критик, академик Международной Академии телевидения и радио IATR, член Международного Союза журналистов и Французской Ассоциации Жана Вилара. Чтобы просто перечислить успехи и достижения этой необыкновенной женщины, нужно потратить не один день. Но мы сегодня говорим скорее не о Профессионале, а о Человеке.
В течение жизни у каждого из нас возникают вопросы «кем быть?», «каково мое предназначение?», «как устроен наш мир?». Порой человеку не хватает жизни, чтобы ответить на них. Но спрашивая себя, окунаясь в размышления с головой, мы начинаем иначе смотреть на мир, находим что-то важное в мелочах. Сложные вопросы мы задаем себе на протяжении всей жизни, но, пожалуй, в юности они не просто волнуют нас, мы ищем ответы везде, готовы считать судьбоносной практически каждую встречу. Как оказалось, такое трепетное отношение к мелочам может действительно кардинально изменить жизнь человека. Школьные и студенческие годы Марины Меркуловой прошли в городе Пятигорске Ставропольского края. Там и случилась ее первая «встреча» с Александром Вампиловым, которая в дальнейшем переросла в крепкую дружбу и во многом определила профессиональный путь Марины Геннадьевны. Случайно купленный в крошечном киоске пригорода Пятигорска литературный журнал с произведением уже ушедшего из жизни драматурга, строки, которые запали в душу, и вот за робкими школьными сочинениями следуют дипломная работа и диссертация, посвященные творчеству и жизни Александра Вампилова.
Надо признать, что в последнее время не так много людей, которые посвящают свободное время чтению книг. Обычно чаще всего мы читаем в школе или в институте, но выбор произведения сводится к пресловутой учебной программе. При этом нельзя не согласиться с мнением, что большинство произведений написаны не для детей и подростков. Они адресованы зрелым людям, которые уже всерьез готовы воспринимать позицию автора, примеряя ее на себя, сравнивая со своим жизненным опытом. Получается, что настоящая литература недоступна умам молодого поколения? Это не совсем так. В юности важно научиться открывать для себя литературу. Не ставить цель перечитать всю библиотеку «от корки до корки», а открыть возможность читать по-настоящему, перечитывая и возвращаясь к любимым авторам и произведениям. И человек, осознавший эту простую мудрость, в дальнейшем делает все возможное, чтобы этим знанием поделиться.
Деятельность Марины Геннадьевны никогда не была наукой ради науки или искусством ради искусства. Все, что она делает, как будто приближает каждого человека, который случайно или целенаправленно знакомится с плодами ее работы, к пониманию: читать – не обязанность, а возможность, посещение театра – прекрасный повод найти ответы еще на несколько вопросов, которые до этого дня оставались нерешенными.
Достаточно посмотреть одно интервью с Мариной Геннадьевной, чтобы навсегда заразиться этой неподдельной любовью к литературе. Взять за правило приниматься за чтение только после знакомства с автором произведения. Причем не с сухой информацией, приведенной, как правило, в начале книги, а с живыми перипетиями, которые довелось пройти писателю. Благодаря ее энергии десятки, если не сотни людей не просто знакомятся с творчеством талантливого российского драматурга, но и открывают для себя того самого Сашу Вампилова – простого парня с такими человеческими проблемами и переживаниями.
Все, к чему прикасается Марина Геннадьевна можно смело назвать творчеством. Даже из рутинной обработки информации она умудряется извлечь фантастический медийный продукт – сокровищницу предметов и документов, так или иначе имеющих отношение к наследию Александра Вампилова. И люди, окружающие ее, неизменно отличаются жаждой жизни, умением гореть и зажигать окружающих любимым делом.
Даже фотографии, на которых запечатлена Марина Геннадьевна, как будто оживают. Яркие, смеющиеся глаза дарят позитив сквозь объектив фотоаппарата и экран монитора. Рядом с ней на фото оживают даже памятники, особенно если речь идет о Вампилове. Взгляните сами, этот суровый каменный парень вмиг засмущался, отвернулся и старается спрятать смех в уголках губ. Не стесняйся, Саша, улыбнись, ведь когда рядом с тобой человек с такой потрясающей внутренней силой и энергией, хочется от души смеяться, творить, одним словом, жить.