интервью В чем измеряется труд педагога

В чем измеряется труд педагога?

Февраль – горячая олимпиадная пора. И речь идет не только о спортсменах-олимпийцах. Ежегодно в феврале-марте проходят заключительные этапы олимпиад, дающих особые права при поступлении в ВУЗ.

Практически еженедельно на базе одного из ведущих центров дополнительного образования Ставропольского края – Центра «Поиск» проводятся интеллектуальные баталии. Направлениями подготовки, в которых от ребят ждут неизменно высоких результатов, являются физика и астрономия.

Одним из методистов и педагогов Центра «Поиск» на протяжении 10 лет является Гетманский Андрей Александрович, выпускники которого являются многократными победителями и призерами олимпиад всех уровней – от городских до международных. Нам удалось побеседовать во время проведения выездной олимпиады МФТИ по физике и математике.

Г.Х. Андрей Александрович, многие Ваши выпускники ежегодно возвращаются в Центр «Поиск», в том числе для организации выездных олимпиад, какие чувства Вы испытываете во время таких встреч?

А.Г. Прежде всего, всегда приятно видеть знакомые лица. В основном это ребята, которые радовали и во время учебы. Проведение студентами олимпиад – это один из немногих поводов для общения в интенсивном графике загруженности с обеих сторон. Приятно видеть квалификацию ребят, как они повзрослели, приятно поделиться своими впечатлениями и их наблюдениями о том, что изменилось в жизни Центра после их выпуска. Множество смыслов в этих встречах.

Г.Х. Вы ими гордитесь?

А.Г. Естественно, как же ими не гордиться? Большинство из них либо призеры и финалисты Всероссийской олимпиады школьников, либо обладатели одного или нескольких дипломов олимпиад Российского совета олимпиад школьников.

В чем измеряется труд педагога  интервью

Г.Х. Поддерживаете ли Вы общение со своими выпускниками?

А.Г. Здесь вопрос в том, есть ли время у ребят, которые, являясь студентами серьезных ВУЗов зачастую работают, не поднимая головы. Но, в целом, конечно, стараемся поддерживать общение не только по рабочим вопросам. Поздравляем друг друга с праздниками, со значимыми событиями в жизни. Не буду врать, что общаюсь со всеми выпускниками, потому что это нереально. Наша сегодняшняя постоянная занятость – просто беда, поэтому с большинством ребят общение происходит крайне редко. Не хочу, чтобы сложилось впечатление, что мы поддерживаем связь только с отличниками. Просто ребята, которые благодарны за свои знания, периодически приезжают. Есть такие, которые даже не учатся на физиков, но находят время заглянуть, дать о себе знать, что-то спросить, поздравить, но это происходит гораздо реже, чем хотелось бы. Надо отметить, что я стараюсь поддерживать общение с выпускниками практически всех курсов, однако оно, если, к примеру, построить кривую, будет выглядеть скорее экспоненциально – с ростом отдаления года выпуска количество встреч обычно все меньше и меньше.

 Г.Х. В конце прошлого года Вы были награждены нагрудным знаком «Почетный работник воспитания и просвещения РФ». Наверное, получили десятки поздравлений?

А.Г. Действительно, откликнулись и поздравили многие ребята, которые учились и учатся у нас. Причем поздравления получил, в том числе от тех, с кем довольно давно не общались. Было приятно.

Г.Х. Как Вы считаете, те результаты, которых достигают Ваши воспитанники, стоят того времени, тех затраченных моральных и физических сил?

А.Г. Наша работа не измеряется только лишь числом дипломов, как бы банально это не звучало. Но в Ставропольском крае огромное количество победителей и призеров олимпиад приходится на долю именно нашего Центра, а это обязывает выдерживать высокий уровень требований и подготовки. Есть мнение, что мы занимаемся только с лучшими из лучших, но это не так, у нас учатся дети из самых обычных школ. Действительно, есть достаточно одаренные, но ведь талантливого ребенка мало зачислить на курс, его нужно суметь развить. Работать с такими детьми несколько сложнее, хочется, чтобы они реализовались, чтобы им не было у нас скучно. Поэтому, с одной стороны, удовлетворение от результатов, безусловно, есть, но, с другой стороны, всегда хочешь большего, знаешь, что ребята могут работать гораздо лучше. В любом случае, независимо от того, как ребенок выступал на олимпиадах, наши ученики поступают в хорошие ВУЗы, становятся прекрасными специалистами, находят себя в разных областях, не только в физике. Наверное, это происходит благодаря специфике предмета. Изучая физику, нужно уметь ориентироваться во многих областях знаний, нарабатывать и теорию, и практические навыки, что помогает ребятам развиваться. Мы, безусловно, гордимся своими выпускниками. При этом каждый из них знает, что в Центре проводится колоссальная работа, чтобы они были достаточно конкурентоспособными по сравнению с учениками ведущих школ страны. С каждым годом соревноваться с ними все тяжелее и тяжелее. В связи с этим хочу сказать спасибо тем детям, которые, показывая высокие результаты, остаются нашими учениками и не принимают многочисленные предложения о переводе, поступающие от центров подготовки олимпиадников из крупных городов, прежде всего, из Москвы и Санкт-Петербурга. Это, наверное, самый яркий ответ на вопрос о том, нравится ли у нас детям, и чего стоим мы, как педагоги. Ребята получают не только знания, но и формируются как личности, получают осознание того, что любую проблему, какой бы сложной она не была, можно решить. Именно это помогает им двигаться вперед, развиваться и показывать блестящие результаты даже конкурируя со столичными школами, где концентрируются кадровые и материальные возможности для подготовки лучших учеников страны. Удовлетворение от осознания всего этого дает силы продолжать работать.           Разговор завершен, благодарю своего собеседника. Несмотря на полученные ответы, продолжаю недоумевать, что именно движет педагогами, которые ежегодно, набирая учеников, начинают новый цикл подготовки, проходят с ребятами сквозь череду ошибок и неудач, неизменно доводя их до высоких результатов. Остается надеяться, что благодарные воспитанники, разъезжаясь по всей стране, увозят с собой идеалы добросовестного труда и нестяжательства, не связанные напрямую с физикой, но полученные за годы обучения у таких педагогов, как Андрей Александрович.

Похожие записи